Постановлением Правительства РФ был введен порядок выбора арбитражного управляющего при подаче заявления о банкротстве должника (в инициированных ФНС делах), основанный на системе баллов, отражающих результативность деятельности арбитражного управляющего. В начале 2025 г. арбитражные управляющие Евгений Семченко и Анатолий Баранов обратились в Верховный Суд РФ с административными исковыми заявлениями об оспаривании положений Постановления № 634. По мнению заявителей, введенная рейтинговая система баллов противоречит нормам закона о банкротстве, ставит возможность назначения арбитражного управляющего в зависимость от эффективности его работы в предыдущих процедурах и незаконно возлагает на него ответственность за действия третьих лиц.
Верховный Суд РФ отказался удовлетворить заявленные требования, признав оспариваемое постановление соответствующим закону и не нарушающим права истцов.
Введение рейтинговой системы, по мнению Верховного суда РФ, не противоречит нормам закона о банкротстве, а доводы заявителей направлены на установление целесообразности принятия Правительством РФ такого правового регулирования.
В итоге Верховный Суд РФ принял решение отказать в удовлетворении заявленных требований Евгения Семченко и Анатолия Баранова.
По мнению председателя Правления НП СРО АУ “РАЗВИТИЕ” Логинова О.А., Верховный Суд, не вдаваясь в тонкости алгоритма расчета баллов, ожидаемо признал законным само право ответчика (государства) на процедуру рейтингования.
По словам Логинова О.А.:
“Государство в деле о банкротстве выступает как один из кредиторов и его право (как любого кредитора) на свое усмотрение выбирать способ отбора управляющих для целей указания в заявлении и/или для голосования на собрании кредиторов Суд и подтвердил. Истцы своим заявлением привлекли внимание к проблеме на высоком уровне, указав на недостатки системы баллов, что уже хорошо. Уверен, что эта работа принесет свои плоды и система в целом будет откорректирована и доработана, а для отбора управляющих на значимые процедуры банкротства действующих предприятий и процедуры, требующие отраслевых компетенций и опыта, ее и вовсе следует отменить как демотивирующий и коррупциогенный элемент регулирования.”